Сколько реально стоит компания «Allseas», строившая «Северный поток-2».
Любой школяр , начинающий заниматься инвестициями знает, что реальная стоимость бизнеса не совокупная цена его акций на бирже или балансовой стоимости активов и имущества , входящих в периметр .
В первую очередь стоит бизнес столько, сколько за него готовы отдать покупатели, интересующиеся не спекуляциями его активами, а самим бизнесом , как производственным комплексом. Поэтому классическая формула EV=MC+ND+MI в нашем случае не катит.
Наш вариант с возможной покупкой Россией «Allseas» это когда Бизнес целиком покупают для того, чтобы сделать что-то нужное и получать доход от того что делается что-то конкретное. Вот как бензо-пила к примеру. Сначала срочно покупаешь её , чтобы спилить березу падающую на твой сарай, а потом за магарыч пилишь этим инструментом дрова всей деревне.
Существуют стандартные методики расчета стоимости компаний подобных «Альянсу». В качестве базовых значений при оценке его стоимости выступают: существующий и перспективный доход, который можно получить от него, EBITDA а также имеющийся размер долговых обязательств и их характер.
Что мы имеем по нашим швейцарско-голландским баранам.
«Allseas» семейная закрытая компания. Финансовой отчетности она не публикует. Данных о её бизнес-деятельности раз два и обчёлся и носят они отрывочный неофициальный характер.
Строго говоря эта компания вообще не подпадает под какую-либо методику, так как является "мировым чемпионом услуг" - уникальным узкоспециализированным комплексом , равных которому в мире в его области нет. Эту контору корректно просто не с кем сравнивать. Ну я все таки приблизительно постараюсь .
Что я нашел в швейцарских и голландских СМИ: за 2018 год выручка компании составила 1,1 млрд. евро из которых 800 млн. были получены за работы по двум нашим «Потокам». Компания имела долгосрочные обязательства в сумме 3,1 млрд. евро ( в основном кредиты за уже построенный «Pioneering Spirit» и строящийся «Amazing Grace»). Стоимость «Пионера» - 2, 6 млрд на 2014 год «Благодати» 3,1 ( когда она буде построена корейцами) . Прибыль компании за 2017 год составила 89 млн. евро.
Но даже на этих данных можно рассчитать её приблизительную продажную цену.
Если считать по EBITDA … это компания специализированная с ограниченным частично монополизированным рынком и по производственному циклу ее можно приравнять к отрасли «тяжелое машиностроение», то есть с неподъемным вложением капитала на длительный срок окупаемости с узким кругом клиентов . К таким фирмам применяется коэффициент от 8 до 12. Из уважения возьмем максимальный - 12 . То есть EV= EBITDA х 12.
В родственных бизнесах EBITDA составляет 15-20 % от выручки. Примем по максимуму 20 %. Значит продажная стоимость компании без долговых обязательств будет равна : 1,1 млрд х 0,2 х 12= 2,64 млрд евро максимум.
И еще долг. Здесь надо смотреть его характер и перспективы возвращения. Но предположим, что компания гарантированно обеспечена заказами на много лет вперед . Тогда, если бизнес очень нужен покупателю долг можно и простить в виде премии к покупке или сбросить цену, предположим на 600 млн. евро от 3.1 млрд долгосрочных долгов. Вот и получается 2 млрд. которые я указал в своей предыдущей статье , хотя эта статья была вовсе не о финансовых параметрах продаж и их способах.
Судно - трубоукладчик, сколько бы оно не стоило ( сейчас его балансовая стоимость 1,3 млрд.) – ценно только тогда, когда работает над заказами и приносит доход. Если трубоукладчик простаивает , то автоматически приносит огромные убытки. Если его негде использовать , то его стоимость «ноль» евро, пока не появится заинтересованный покупатель.
«Allseas» никогда не будет продан Газпрому, хотя бы потому, что его владельцы «настоящие американцы». А все гигантские убытки связанные с поддержкой санкций владельцам компенсирует оборонный бюджет США .
Газпром дал бы больше, чем все компенсации , но они граждане и жители США и вряд ли будут ломать себе жизнь благополучных американских миллиардеров из-за проблем российской монополии.
Свежие комментарии