
Нейропсихолог раскрыла неожиданные факты о левшах и амбидекстрах
Левша – это не только человек, который пишет и держит ложку левой рукой. Он видит мир по-иному, а потому к нему нужен грамотный подход, особенно если речь идет о маленьких детях. Об этом в интервью изданию «ПолитРоссия» рассказала нейропсихолог Наталья Семенова. Также специалист объяснила, стоит ли становиться амбидекстром, и раскрыла, в чем польза и опасность этого явления.
По традиции, 13 августа мир отмечает Международный день левшей. Он был учрежден в 1992 году и призван привлечь внимание общества к особенностям левшей и проблемам, с которыми сталкиваются такие люди в праворуком мире. Кроме того, цель этой особой даты – развеять мифы и предрассудки, которыми, по незнанию, многие люди окружают такое явление, как леворукость.
Как меняется в обществе отношение к левшам, и стоит ли завидовать универсалам-амбидекстрам? На эти и другие вопросы корреспондента «ПолитРоссии» ответила нейропсихолог Наталья Семенова.
Другое пространство
Одним из самых наглядных примеров перемен и перехода общества к разумному и грамотному взгляду на явление «леворукости» являются педагогические подходы. Если в советской школе использовали достаточно деспотичные методы (левшей насильно переучивали), то сейчас ситуация поменялась.
«В советские годы учителя особенно не задумывались о том, что происходит с ребенком-левшой, – рассказывает Наталья Семенова. – Тогда действовала уравнительная тенденция: все должны были быть, как один винтик. Левшей переучивали, и это было плачевно».
Сейчас педагоги более внимательно и с большим пониманием относятся к маленьким левшам. По словам нейропсихолога, позитивные перемены можно наблюдать в школах и детских садах, потому что современные учителя и воспитатели теперь больше знают о причинах и особенностях леворукости. Однако, к сожалению, четкого понимания того, как эффективно работать с такими детьми, до сих пор зачастую не хватает.
«Сейчас левшей не переучивают, их просто оставляют в покое, – отмечает Наталья Семенова. – Более продвинутые педагоги пытаются по-особому контактировать с такими учениками, отправляют родителей к специалисту, просят, чтобы специалист дал советы или рекомендации. Кто-то следует потом этим рекомендациям, кто-то нет – это уже вопрос другой».
К примеру, для левшей очень важно, с какой стороны они сидят, ведь пространство в их представлении делится не так, как у праворуких, угол зрения, соответственно, тоже меняется. Как реагировать на это педагогу?
«Мы с вами пишем слева направо. Наше зрение фиксируется сразу на левой стороне доски. А левши – справа налево пишут. Поэтому автоматически фиксация идет на правой стороне доски, – объясняет эксперт. – Так что важно, чтобы ребенок зрительно сфокусировался на левой части, то есть его надо "сдвинуть" в левую сторону. Конечно, постоянно так сидеть нельзя, поскольку ребенок может испортить зрение. Но все же предпочтительно, чтобы дети-левши чаще находились ближе к левой стороне».
Мыслить как левша
Однако, как оказалось, левши не только видят пространство под другим углом. Они и мыслят иначе, чем праворукие. Особенно ярко это проявляется у маленьких детей.
«К 12 годам мозг начинает более или менее адаптироваться к окружающей среде, дети к этому возрасту уже довольно много знают о мире, все для них встает на свои места. Однако до этого времени дела обстоят сложнее, особенно у детей с леворукостью. Поэтому когда ребенок-левша учится в начальной школе, его ответ на уроке может поразить и обескуражить учителя», – говорит специалист.
Наталья Семенова поделилась самым ярким примером из практики, который демонстрирует, как именно левши видят мир.
«Удивительно, но родители левшей, которые ко мне обращаются, рассказывают одну и ту же историю, – рассказывает она. – Услышав фразу "на дворе стоит мороз", дети начинают спрашивать, где именно он стоит».
Ребенок будет отвечать педагогу на уроках примерно в таком же ключе, добавила нейропсихолог, и учитель должен понять: это происходит не из-за глупости ученика. Нужно говорить с малышом, выяснить, что он имеет ввиду, объяснить и ни в коем случае не оставлять в неведении – правильно он ответил или нет, почему. Это долг взрослого, поскольку воспитание как раз и заключается в том, чтобы дать ребенку прочные шаблоны окружающего мира, а затем, развиваясь, юная личность будет расцвечивать жизнь и постигать многообразие ее проявлений.
Говоря об особенностях леворукости, Наталья Семенова обратила внимание на то, что следует различать левшей «от природы» и «поневоле».
«Зачастую левшами становятся в результате травм, повреждений мозга – например, вследствие родов, – рассказывает нейропсихолог. – В таких случаях на первое место выходит преодоление последствий таких травм. Даже если такой человек останется левшой, эта мозговая недостаточность будет все время мешать ему. Это главное отличие от обычного левши, который просто живет в "своем" мире. Органическое повреждение, приведшее к леворукости, замедляет развитие, влечет массу других проблем».
Амбидекстр – удача или болезнь?
Полезно ли быть «универсалом», виртуозно владеть и правой, и левой рукой? Насколько это облегчает жизнь? Как оказалось, ответ не столь однозначен, как может показаться.
«Конечно, полезно развивать и ту, и другую руку, и то, и другое полушарие мозга. Но сама по себе амбидекстрия – плохая вещь. Это гораздо более стрессовая ситуация, чем, скажем, леворукость, – отмечает Наталья Семенова. – Между правым и левым полушарием есть связи, которые проходят в мозолистом теле мозга. И амбидекстрия чаще всего – это недостаточное количество этих связей. То есть каждое полушарие работает автономно, а это очень плохо».
Безопасные и эффективные упражнения позволяют развивать оба полушария, но не отдельно, а формируя и укрепляя связи и переходы, объясняет специалист.
«Чрезвычайно полезно практиковать переходы левой рукой в правое пространство и наоборот. Здесь подойдут самые простые занятия – например, восьмерку рисовать», – рекомендует Наталья Семенова.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала об истинном диагнозе знаменитого литературного персонажа и киногероя Форреста Гампа.
Автор: Анна Ильинская
Свежие комментарии