На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПрессЦентр

2 029 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лев Добрый
    Этого блудного служителя церкви, Бог хочет призвать к себе!👍😜👈Болгарский патриа...
  • Владимир Моргунов
    НА ОДНУ ПЕНСИЮ БАБКЕ ТРУДНОВАТО...НАДО ПОДРАБАТЫВАТЬ !!Новые откровения ...
  • Валерий Прокофьев
    Этот мужик - Меркель, - самое дно! Кто бы подумал, что Гэдээровская комсомолка так будет себя вести с побратимами! По...Новые откровения ...

Озеро Байкал и синтетический мусор: кто кого?

Озеро Байкал и синтетический мусор: кто кого?

Об итогах "ревизии" берега Байкала, проведенной российским офисом Greenpeace, и о том, как защитить уникальное озеро от отбросов, — в материале портала „Будущее России. Национальные проекты”

Около 80% мусора, который попадает в Мировой океан, является пластиком в том или ином виде, подсчитали в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В год это примерно 8 млн единиц отходов — от использованной пленки до коктейльных трубочек, — из-за которых погибают морские млекопитающие и рыбы. Эксперты российского офиса Greenpeace провели эксперимент: побывали с „ревизией” на берегу Байкала — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и одного из самых ценных природных достояний России. Результаты оказались неутешительными. О них, а также о том, как защитить уникальное озеро от отбросов и что уже делается на этом поприще, — в материале портала „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС.

800 фрагментов мусорного пазла

Байкал — крайне популярное у туристов место, но, как ни странно, туристический мусор как таковой не так уж опасен для озера: местные власти за последние годы значительно усилили контроль за очисткой его популярных пляжей. Оказалось, что основная проблема кроется в самих прозрачных водах Байкала: как говорят эксперты, туда попадают рыболовные сети и поплавки, пластик с ближайших мусорных полигонов, бутылки, обувь и упаковки с катеров и лодок. 

Со временем все это оказывается на дне озера или на безлюдных берегах. Работы по строительству и модернизации очистных сооружений и сооружений инженерной защиты Байкала предусмотрены и национальным проектом „Экология”, и адресным федеральным проектом по сохранению озера. 

На эти цели российские власти запланировали потратить 15,5 млрд рублей до 2024 года. Еще свыше 11 млрд рублей пойдет на сокращение высокозагрязненных площадей вблизи Байкала.

Ну а пока экспедиция Greenpeace собрала на одном из изученных стометровых участков побережья 810 единиц мусора. Из них 756 составил пластик. 

Сколько вешать в граммах?

Эксперт российского офиса Greenpeace Дмитрий Нестеров сосредоточенно подсчитывает улов: около 30 килограмм „мокрого” мусора собрал он и его коллеги за день на стометровом участке возле поселка Сахюрта Ольхонского района Иркутской области. Этот район называется Малым морем: здесь часть озера отделяется от Большого моря островом Ольхон — туристической Меккой, одним из самых живописных мест Байкала.

Но экологические эксперты остановились вдали от путешественников, на диком пляже напротив острова. Оказаться на местном каменном берегу можно, только преодолев пешком крутой склон в несколько сотен метров. За весь день к этим местам пришли не больше 10 человек: местные жители говорят, что здесь они спасаются от отдыхающих.

На первый взгляд кажется, что вряд ли можно найти место чище: здесь прозрачная вода, хвойные деревья, а на склонах цветут душица и чабрец. Но присмотревшись, замечаешь между камней полиэтиленовую упаковку, бутылки и даже пару давно прогнивших ботинок. 

„В основном мы встречаем пластиковый мусор: пакеты, бутылки, сети, упаковку, ватные палочки. И именно этого вида мусора мы боимся больше всего. Стекло рано или поздно обработается водой, сотрется в песок, и его не едят животные. Бумага тоже перерабатывается. А пластик истончается до состояния микропластика — маленьких тонких частичек, которые благополучно съедают те же рыбы, нерпы”, — говорит Нестеров. 

Со ста метров берегового участка группа экологов собрала больше ста пакетов, 123 контейнера от еды, 10 контейнеров от машинного масла, 85 пакетов от чипсов и сладостей, 15 фрагментов сетей для ловли рыбы, а также строительный мусор, пластиковые чашки, стекло, остатки от игрушек, обувь, монтажную пену и другие так называемые твердые бытовые отходы. Большинство этого мусора прибило к берегу после путешествия в водах Байкала.

„В крупных прибрежных центрах, поселках и городах работают местные власти. Они чистят берег и собирают мусор. Здесь же мы видим только те отходы, которые плавают в воде и которые никто не собирает”, — эксперт Greenpeace поднимает бывший когда-то куском брезента полуразрушенный полиэтилен и ворошит его руками. На глазах искусственный материал превращается практически в труху.

Экспедиция Greenpeace на Байкале продлилась неделю. За это время группа прошла пять точек и очистила от мусора девять береговых участков. Результаты всей экспедиции еще неизвестны: эксперты не закончили анализ данных. Но уже сейчас понятно, что в мусорной корзине Байкала так же, как и во всем мире, доминирует пластик.

Развивать нельзя охранять

Большинство прибайкальских территорий носят статус особых заповедных мест, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность. Вместо этого на берегах Байкала функционируют три заповедника и два национальных парка, которые призваны сохранить в первозданном виде уникальную флору и фауну региона. Благоприятный для природы, этот подход не всегда на руку местным жителям. Как рассказывал в интервью ТАСС в конце прошлого года глава Иркутской области Сергей Левченко, статус заповедной зоны не разрешает ставить на побережье и вблизи Байкала даже контейнеры для сбора мусора. В итоге местные власти решили внести изменения в документы, чтобы определить территории, где местным жителям все же будет можно заниматься хозяйственной деятельностью. Об ощущении жизни „как в резервации” говорили в 2017 году во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным и жители острова Ольхон — закон не разрешал им строительство ни дорог, ни даже водонапорной башни.

Уже весной 2019 года правительство утвердило границы новой водоохранной зоны Байкала, подвергнув ее серьезному сокращению. За ее пределы были вынесены несколько десятков населенных пунктов в Иркутской области и Бурятии. Эта норма была призвана „обеспечить баланс сохранения озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО с одновременным обеспечением жизнедеятельности населения и развития туризма на Байкальской природной территории”, — отмечалось в справке к документу. 

Прежде водоохранная зона включала в себя и заповедники, и земли национальных парков, и населенные пункты вблизи Байкала. Под запретом было строительство дорог, линий электропередачи, обустройство общественных туалетов, погребение умерших и оформление в собственность земельных участков, на которых издавна живут люди.

Но новые нормы вызвали нарекания у научного сообщества. Границы водоохранной зоны теперь различаются: для межселенных территорий они более протяженные, а для прибрежных населенных пунктов составляют только 200 метров (по аналогии с водоохранными зонами других российских водоемов). Это приравнивает Байкал к любой другой реке или пруду и вредит экологии, говорили ученые.

Тем не менее в одном из самых крупных прибайкальских поселков, Листвянке, расположенном недалеко от Иркутска, местные жители говорят, что „сейчас стало чище”: и мусор вывозят, и за чистотой пляжей следят. Теперь, если повезет, можно даже увидеть недалеко от набережной в черте поселка нерпу.

Пластик как категория ответственности

С 1 января в России стартовала реформа отрасли обращения с мусором. Целевые показатели реформы отражены в национальном проекте „Экология”: доля обрабатываемого мусора к 2024 году должна увеличиться с 12% до 60%, а перерабатываемого — с 7% до 36%. В Greenpeace настаивают на необходимости посмотреть на „мусорную” проблему с двух других сторон: работать с населением, стимулируя его к сокращению потребления пластика, и с законодательной базой — через ограничение оборота пластика в целом.

„Мы не критикуем подход властей, принявших решение в пользу сбора и переработки. Но нужно понимать, что только 2% от выброшенного в баки пластика попадает на завод по переработке. Когда у нас в ванной переливается через край вода, одних усилий по ее вычерпыванию мало. Лучше еще и кран перекрыть”, — рассуждает один из участников экспедиции.

В правительстве при этом уже задумались над усилением ответственности производителей за утилизацию упаковки. Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов сказал порталу, что министерство в целом поддерживает увеличение нормативов по утилизации для компаний-производителей, но перед последними, как и прежде, должен оставаться выбор: утилизировать свою тару или платить экосбор.

Эксперты российского офиса Greenpeace предлагают рассмотреть возможность постепенного ограничения производства пластиковой тары, ссылаясь на европейский опыт: там уже в 2021 году планируют запретить к продаже одноразовую пластиковую посуду, а к 2025 году производить четверть всех бутылок из вторичного материала. Ограничения не должны касаться медицинских изделий, отмечают в организации.

У каждого из членов экспертной группы, работающих на Байкале, есть свой термос и запас фруктов в холщовой сумочке. Для них это настоящая религия — не брать и не покупать ничего, что не получится использовать дважды или трижды. По дороге на очередной участок экспедиция останавливается в придорожном кафе, рассматривает посуду. Вилки и ложки — алюминиевые, поддон для выпечки — срез из бывших упаковок от кофе, что радует борцов за экологию („Это же «вторичка» в действии — дешево и хорошо!”). Но одному юноше приносят чашку чая с плавающей в ней белой пластиковой ложкой, и тот расстраивается. „Все потому, что ты пьешь чай с сахаром, — шутят коллеги, — двойной вред получается”.

Полякова Юния

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх